Перейти к содержанию

ВОЗДУХ В РУССКОЙ БАНЕ И РЕЦЕПТЫ ОТВАРОВ ТРАВ


Vladimir Zheludenko

182 просмотра

Настои банных ароматов и отвары для бани – источник не только неповторимого душистого запаха. Их применяют и в лечебных и профилактических целях. Банные процедуры всегда сопровождает особая атмосфера. Этому способствует и богатая история становления русской бани, и различные легенды, связанные с культурными традициями посещения парной, и особое оформление помещения, и, конечно, ни с чем не сравнимые ароматы, которыми так богата баня. Даже если не применять никаких дополнительных ароматизаторов, баня всегда пахнет деревом, запаренными вениками и неуловимым банным духом, который рождается в сочетании всех имеющихся ароматов, особенно если ее топят не электрической печью, а печью, в которой горит живой огонь.

LIupyhPTv0JihT0JjZRhuV2C386b2MYIrq6fYvsmAmSzkP94eBUM689xWfMf4A6XknNTUhZqSXATgAqhnYmMBvy9.jpg

Этимологически воздух также, как и душа, как и дыхание, если отталкиваться от древнеславянских верований — одна и та же структура. Близки также представления о воздухе и о банном паре. Воздух — один из четырех первоэлементов космоса, наряду с водой, огнем и землей является «четырехжильной силой», которая в бане «пересотворяет» человека, то есть перерождает заново.

Воздух служит проводником или средой, через которую злые люди могут наслать порочу и распространить болезнь, заразу. В старину вредный и опасный для человека воздух так и назывался — «злой» или «нечистый» воздух-Дух; болезни же, подобно демоническим существам, входят в человека через воздух, вместе с его дыханием. При ритуальном заговаривании больного и при произнесении заговоров знахарь всегда выдувал воздух на больного и на все четыре стороны. Славяне считали, что Душа подобна воздуху — летуча и бесформенна. Именно поэтому они старались создать в бане как можно более чудодейственные напары, чтобы и «душеньку пропарить».

Вообще запаху пара и запаху тела в бане уделялось огромное значение. Например, в народной культуре запах, исходящий от тела человека, являлся характеристиками своего и чужого, противопоставлением жизни и смерти, праведностью или греховностью. Запах, исходящий от человека, зачастую является важным признаком пограничных состояний. Согласно традиционной концепции, человек ничем не пахнет, пока остается в своей среде.
Известна поговорка: «Лучше всего пахнет тот, кто ничем не пахнет». Исключение составляет сладкий, возбуждающий запах, который, как говорят, исходит от молодых женщин и маленьких детей. Все девушки пахнут как цветы, а все дети пахнут счастьем. Сохранилось огромное количество различных снадобий, способных вернуть женскому телу девический запах.

Для напаров использовали лаванду, базилик, тертое яблоко и руту. Эти растения могли усиливать своеобразный девичий запах.

Душица, герань, лист вишни и кора молодых побегов ивы также усиливали притягательный запах тела, который возбуждал мужчин, особенно тех, у кого чуткое обоняние.

На юге России до сих пор для притираний используют отвар домашней герани и айвы.

В старину пахучие растения использовались, как средство обольщения у женщин и в самом начале жизненного пути ребенка.

При первом купании, неважно девочка это была или мальчик, ребенка окунали в отвар любистока с добавлением небольшого количества меда или в отвар мяты и кудрявца.

Дурной запах человеческого тела трактуется в славянской культуре как знак моральной духовной испорченности. Считается, что так пахнет тяжелый дух, призрак болезни, насланный за тяжкие грехи. Славянские знахари с легкостью по запаху кислого уксуса, исходящему от тела, определяли, когда в человеке поселилось тяжелое, сложно излечимое заболевание. Запахи жизни и смерти особые, они сильно различаются, но их описание можно найти в старинных славянских здравниках. Свой особый запах появляется у пожилых людей, которые, в отличие от молодых, пахнут сеном, если здоровы, и прелым сеном, если больны. У молодого же душа пахнет базиликом. В этих же здравниках говорится, что человек перед смертью пахнет землей. Но настоящий запах смерти начинает источаться лишь в тот момент, когда душа покинет тело. От многих в этот момент исходит запах елея, от моей мамы, например, в момент последнего вздоха поднялся запах зрелого меда, душистого и ароматного.

В сказках бесы дерутся между собой, пытаясь овладеть душой, и с пренебрежением отказываются от пустого тела. В ведических знахарниках говорится, что только смерть человека проливает истинный свет на прожитую жизнь. Аромат, исходящий от покойного, означает, что он достойно прожил жизнь. Действительно, некоторые усопшие в тот момент, когда душа покидает тело, начинают пахнуть медовыми цветами или настоящим медом. Этот запах называется фимиамом, благоухающим как цветы. Тяжелый же дух идет от грешившего человека. Например, в староверской устной традиции наши предки охарактеризовали непорочное зачатие, все-таки пытаясь перевести его на природное изложение. Например, они считали, что Богородица зачала от цветка, запах которого вдохнула. В богумильской легенде сказано, что Бог хотел духом своим создать сына, а дьявол советовал ему на ночь спрятать под одежду веточку базилика и ландыша, а наутро отдать ее благочестивой и целомудренной Богородице, что Бог и сделал. Еще при жизни дурно пахнут те, кто предается такому нечистому занятию, как проклятия всем и вся, как посылы зависти и различных порочных оговоров в адрес других людей. Именно по запаху, исходящему от тела в парных банях, которые сейчас носят характер общественных, можно понять, стоит ли в эти моменты париться рядом с таким зловонным человеком или нет. Дурной запах считался в старину агрессивным и нападающим. Именно поэтому находиться долгое время со злобным человеком, запах которого может на тебя напасть, считалось вредоносным и опасным делом.

Например, трупный запах бузины в старинной легенде староверов объясняется тем, что Иуда положил конец своим дням, повесившись именно на этом кустарнике. Именно поэтому купцы в старину свежими ветками бузины подтыкали свои амбары и лавки для того, чтобы подрядчики и счетоводы не забирались воровской рукой в казну. То есть ветками бузины купцы защищали себя от продажных людей. Также иногда ветки бузины добавлялись в веник для пропарки, когда пропаривали человека после крупных краж, чтобы это больше с ним не случалось, чтобы кража не стала постоянным делом в судьбе обворованного человека. После такой пропарки человека интенсивно, используя массаж, натирали солью, чтобы оттереть от дурного запаха бузины и укрепить солью земной, поставив таким образом оберег вокруг его тела. Считалось, что соль вытягивает из тела человека на себя всю отрицательную информацию. Именно поэтому в домах на кухне хозяйки держали соль в закрытой посуде, чтобы она не впитывала в себя различные скандальные мысли хозяйки или попросту бытовые семейные конфликты. В банях же соль использовали именно для того, чтобы вытянуть все худое из тела. В том и числе и худые события, которые уже прилипли к судьбе человека. После натирания солью таких людей могли натереть еще и сухим порошком истолченной полыни. А после этого как следует «пройтись» по телу березовым или дубовым веником. Затем этого человека накрывали чистым полотном и выминали скалками и крупными сосновыми шишками, вытягивали тело, чтобы в узелках мышц не спряталась случайно вражья воровская сила, притянувшаяся к недужному больному. Холсты же банные после такой пропарки прополаскивали в холодной и проточной воде — потому что вода, суть чистота, вымывала все пагубное и относила подальше от берега жизни, — а после этого прокаливали над горячими каменками.

007.jpg
Воистину магические понятия, связанные с баней, у нашего древнего народа были удивительны, и действительно русская парная восстанавливала не только тело человека, но и правила дух, укрепляя нервную систему, психику, восстанавливая разумность, самоконтроль, повышенную эмоциональность, особенно в нестандартные моменты жизни. Все эти стихии так почитаемо и магически сливались в бане с определенным умыслом. Наши предки считали, что именно в слиянии четырех стихий может развернуться душа, унаследованная нашим древним предком от самого Бога-Творца. И только в таком слиянии четырех основных сил нашего вещественного мира душа могла по праву освоить для себя реальность бытия и быть благодарной человеку за воскрешение.

Хочу добавить несколько слов о горящих головешках, которые гасили в отварах трав для взбадривания воды. В старинных записях знахари говорили, что таким образом делают «огненную воду» для охранительных целей и для обеспечения силы духа и живости тела. Особые магические свойства приписывались головешкам от ритуальных костров, например «Купальского» или «Световидового». Такие костры — магические и целебные — разжигали на великие праздники. С помощью головней освященный огонь переносили из общих костров в свой очаг, а также накапливали на загнетке каменки в бане, и когда растапливалась баня, брали очередную священную головню и на ее основе разжигали, растапливали печь-каменку. Считалось, что именно от этой основной магической головни загоралась каждая новая печь для пропарки в бане, после чего уже каждый уголек и каждая недогоревшая деревяшка в бане считалась освященной и с добавлением магических свойств. Когда же вынимали недогоревшее полено с целью погасить его в напаре, произносились мантрические (то есть краткие) заговоры по типу:

«Худа доля на выгон, добра доля на гон».
Или:
«Изыдеше силы страшные, лютые да приидеше силы светлые, добрые».

После того как головешка погасла в воде, ее не бросали обратно в каменку, а берегли за печью в бане, чтобы она обсохла и вновь использовали ее для возжигания последующей бани. Иногда такие погасшие головешки использовали для того, чтобы пропаренного человека откатать, вытянуть по положенной сверху холстине. Выкатывали опять же не просто так, а с заговорами. Это действие ассоциировалось в знахарстве с теплом и прогревом тела с той целью, чтобы магическая сила такой головни добралась до истоков, до схрона души и магическим жаром вытащила душу. Чтобы из закрытого, спрятанного состояния развернуть ее, чтобы душенька вздохнула, облегчилась и ожила. Подобно веникам, такая головня использовалась для того, чтобы на себя вытянуть боль-хворобу, которая сидит в теле и не высовывается на поверхность, но изъедает тело изнутри. Но о вениках, притираниях и различных чародейных травах мы поговорим далее.

В заключение надо сказать о четвертой стихии — земле; она в бане во всем, и в травах, и в дровах, и в золе, и в печи с камнями. Да и сама баня поставлена на нужном месте, чтобы получать излучение Матушки-Земли.

Банные снадобья

Если спросить у любого человека (кроме русского), с чего начинается баня, то услышишь ответ — с воды. Возможно, это так, ведь баня без воды — не баня. Но если спросить у русского, то каждый ответит — с веника. Воистину веник — символ русской бани, можно сказать, ее живая эмблема. Без веника и баня — не баня. Именно поэтому русские так неохотно воспринимают сауну. Сегодня сауну, насильно внедренную в городские бани, предпочитают по той простой причине, что в ней чище, то есть легче убирать.

В старину же к венику относились с большим почетом, нежели сегодня. Веник или, как его называли раньше, «метла банная» — предмет банного обихода, наделенный в народных представлениях очень серьезными знахарскими, ведическими, магическими, а иногда и демоническими силами. Веник — своеобразное орудие против порчи и колдовства. В то же время он является и самым сильным оберегом против различных лихорадок и нечистой силы, средством избавления от болезней и орудием отгона злых духов. Конечно же, учитывалась и утилитарная функция банного веника как предмета, которым можно мести. Естественно, если обычный веник выметал из жилища сор, грязь и хлам, то банный веник выметал из энергии человеческого естества всяческие нечистоты и мороки. Например, в старинной знахарской бане венику отдавали великую дань и обязательно оставляли сухие веники под полком, чтобы на них жил-поживал банный дух. Для него специально оставляли отдельный веник и кусок мыльца, чтобы он мог попариться так же, как и хозяин бани — человек. Значительные знахарские и магические свойства часто приписываются венику, используемому в обрядах очищения, против порчи и сглаза. Это не простые веники, они собраны в дни великих славянских праздников, да не просто так, а с заговорами, с призывами в адрес Живиц — одухотворенных энергий жизни.

Во дни купальские заготавливали веники понемногу, но ежедневно; обязательно на заре, до восхода солнца. Есть старая поговорка: «Выбирай веник в березовой роще, а березку возле воды».

3b814af4878b032a0646ed788c7r--dlya-doma-i-interera-podveska-iz-lugovyh-trav-v-stile-kantri-.jpg
Чтобы заготовить веники из березы, надо было быть очень наблюдательным человеком. Обычно веники заготавливали с молодых березок, желательно, чтобы они еще ни разу не цвели и не плодоносили сережками. Считалось, что лист у таких березок нежнее и мягче и не растратили они свою живую силу. Прежде чем заготовить веник, знахарь обязательно лизал лист языком, особенно его верхнюю часть. Шершавая — дерет язык как наждачная бумага, значит, такая березка не годится для банного веника. Ее называли «глушина», значит, она не будет ничего слышать: ни зова души, ни криков о помощи, которые издает тело, если в нем засела лихорадка. Веник из таких ветвей будет грубым, жестким, хлестким, но никак не ласковым, не материнским и уж точно не вылепит новое здоровье. А вот когда лист совершенно гладкий, нежный, бархатистый, словно покрытый пушком — это материнская береза, берегинюшка. Лучшие веники как раз из такой лозовой березы, особенно если она растет близ воды. Ветки у нее густые, гибкие, плотные, без сучков, да и симпатичны на вид. Береза радует своей нежностью и мягкостью, а когда паришься таким веником, то он обхлестывает тело, огибая его, но не повреждая. Массаж при такой пропарке весьма основательный, листья очень плотно прилегают к телу. Веник из лозовой березы (ее еще называют «повислая береза») в бане служит дольше других, разумеется, если он срезан правильно и правильно высушен. Как же распознать лозовую березу? Ее ветви свисают словно у ивы, листья в форме сердца, а у глушины напоминают слегка выгнутое яйцо. Срезать с ветвей нужно тонкие, длинные, гибкие, упругие, прямые как стрела прутья, желательно концы прутьев, выбирать ветки, где листья на длинной ножке. А ветки глушняка грубые, сучковатые, разлапистые и будут в бане хрупкими, ломкими.

Береза издревле считалась среди славян «деревом-духом» и излюбленным деревом русалок, девиц-водяниц или живиц, как их иногда называли. Считалось, например, что они обитают на березах или в березах и очень любят качаться на березовых ветвях. Если ты в нужный момент срежешь ветку, на которой сидела, притихнув, живица так на ней и останется. А когда ты принесешь такой веник в парную и правильно его запаришь, живица оживет и будет помогать править твое тело и оживлять твою душу, оживлять здоровье. К живицам, приносимым на ветках березы, относились очень трепетно, ибо считали их берегинями, духами-охранителями от зла. Их иногда изображали в виде девушек-птиц или девушек-рыб. Так древние предки старались изобразить их родство со стихиями воды и воздуха, с другой стороны, торс человеческого существа у таких изображений говорил о родстве с самим человеком.

Береза — мистическое дерево Руси, одно из наиболее почитаемых славянами, в народной традиции выступающее как счастливое дерево, оберегающее от злых сил, а также связанное с женскими силами берегинь и душами, которые обязаны хранить живущих родственников. Поверья о полезных свойствах березы существовали практически у всех славянских народов и практически во всех регионах. Ее почитали как дерево, приносящее счастье, здоровье и добро. Представления о том, что береза — дерево недоброе и приносящее беду, существовали крайне редко и только в том случае, если береза, когда ее сажали рядом с домом, переживала того, кем была посажена. В этом случае к березе относились с осторожностью, потому что предки верили — такую березу, посаженную в честь рождения, нужно срубать в тот момент, когда усопшего провожали в иной мир. Ибо боялись они, что душа усопшего может поселиться в березе и никогда не найдет выхода в небесные Сварги. Но в большинстве случаев березу почитали как дерево, приносящее удачу, ее специально сажали во дворе или рядом с домом для благополучия всей семьи по случаю рождения ребенка, а также для защиты от молнии и для отпугивания злых сил. Даже о темных пятнах на стволе березы существовало поверье, что таким образом береза оттягивает на себя наговоры, проклятия и недобрые посылы, насланные врагами на ту семью, рядом с домом которой она живет. Именно поэтому береза — символ береги-ни — повсеместно считалась деревом, причастным к миру сверхъестественного. Она была связана не только со знахарской и ведической здравницей, но и с различными магическими ритуалами для обогащения, для сохранения и убережения.

 

1. Самый быстрый и простой способ создать приятный аромат в бане – это разложить или развесить в парной хвойные или березовые ветки. Хвоя дает почти мгновенный эффект, нагреваясь, она наполняет помещение ароматами леса. Береза воспринимается более нежно, но тоже прекрасно освежает воздух.

2. Чабрец. Эта трава обладает не только приятным ароматом, но и дезинфицирующими свойствами, помогает при болезнях горла, нервных расстройствах, простудах. Чабрец используется в парной в виде отвара.

Приготовить его просто: столовую ложку сухой смеси (или несколько свежих цветков) заливают литром воды, кипятят в течение 3-5 минут, потом еще 40 минут настаивают, процеживают и разводят непосредственно перед посещением парной в соотношении 50 гр отвара на 5 литров воды. Иногда в сам отвар, уже остывший, добавляют спирт (200-250 гр). Разведенным отваром поливают камни.

3. Мята. Отвар мяты для бани делают достаточно насыщенным, что позволяет его потом экономно использовать. Берут свежие листья мяты (20-25 штук), растирают их в однородную кашицу, а потом заливают теплой водой и дают настояться около 3 часов в темном и теплом помещении. Удобно это делать после посещения бани, пока она еще не остыла. Перед использованием отвар процеживают и разбавляют с горячей водой.

Мята известна, прежде всего, своим успокаивающим эффектом. Кроме того, в ней содержится масса полезных компонентов, которые оздоравливают дыхательную систему и органы ЖКТ.

4. Листья смородины. Смородиновый пар используется как общеукрепляющее средство после перенесенных тяжелых заболеваний или при ослабленном иммунитете. Хорошо помогает смородина от головной боли и ревматизма.

Для приготовления отвара примерно 20 листьев смородины заливают литром холодной воды, доводят до кипения на медленном огне, после кипятят в течение 20 минут. В течение часа отвару надо дать настояться под крышкой, потом его процеживают. По некоторым рекомендациям, как и в случае с отваром чабреца, можно добавить в него 200 гр спирта. После 50 гр. или 100 гр.отвара разводят в 5 литрах воды и используют в парной.

5. Липовый цвет. Для приготовления отвара липы рекомендуется использовать липовый сбор, в состав которого могут входить листья липы, почки, цветы и даже кора. Все это обладает полезными свойствами. Липа обеззараживает, усиливает потоотделение (тем самым ускоряя обмен веществ), помогает при простуде. Для приготовления отвара берут 1-2 столовых ложки смеси на 1 литр воды, все это кипятят на медленном огне также примерно 20 минут, а после настаивают до остывания и разводят с 3-7 литрами воды. Вообще с липой можно не сильно осторожничать, вполне допустима и большая концентрация отвара.

6. Полынь. Эта трава обладает специфическим запахом, поэтому лучше сначала использовать невысокую концентрацию отвара, точнее, запарки. Полынь обычно используют свежей, и запаривают ее в горячей воде, как и мяту. Можно также предварительно ее помять или измельчить, если получится, и настаивать несколько часов в тепле и темноте. Полынь обеззараживает помещение и расслабляет организм.

7. Чеснок. Этот аромат, конечно, тоже на любителя, но те, кто пробовали такую ароматерапию, отзываются весьма благосклонно. Необходимо взять 2-3 крупных зубчика чеснока, мелко нарезать (кто-то рекомендует пропустить их через чеснокодавку или помять плоской стороной ножа, тут уже надо пробовать, чтобы понять разницу), залить одним литром воды и подержать минут 15 на паровой бане, после настаивать 3-4 часа или даже ночь под крышкой. Потом процедить получившийся отвар надо процедить. Перед использованием можно не разбавлять, но это уже тоже надо пробовать, какая концентрация вам понравится.

8. Пиво. Тут важно запомнить, что в чистом виде пиво на каменку не льют. Точка. Иначе получается едкий удушливый пар с примесью гари, и сохранится он до тех, пор, пока весь осадок не выгорит. Поэтому пиво предварительно разбавляют водой в концентрации пол-литра пива на 3 или даже на 4 литра воды. Тогда останется приятный хлебный аромат. Да, и пиво лучше брать с максимально натуральным составом, ведь чем больше примесей, тем больше постороннего запаха и сомнительных воздействий на организм. Так что никаких пивных напитков, читайте состав.

9. Квас. Пар на основе хлебного кваса считается традиционным для русской парной. Он улучшает настроение и снимает стресс. Как и в случае с пивом, ни в коем случае для создания пара нельзя использовать квас в чистом виде, так как в нем тоже есть осадок, который будет гореть. И так же важно проверять состав: чем он более натуральный – тем полезнее пар. Квас разбавляют водой в концентрации 1 стакан кваса на 3-5 литров воды.

10. Сухая горчица. Горчичный пар полезен при частых простудах. Кроме того, он обладает противопаразитарным воздействием, а еще повышает либидо. Для создания такого пара используют горчичный порошок: столовую ложку сухой горчицы разводят в 5 литрах горячей воды. Если хочется, чтобы аромат получился более выраженным, горчицу можно предварительно слегка обжарить.

 

 

 

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

×
×
  • Создать...